Четверг, 19.06.2025, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS

МАДОУ "Золотой ключик" Детский сад № 10

Поиск
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Группы » Группа "Пчёлки"

Консультация
11.05.2013, 17:31

Консультация

Тема: «Русский народный костюм»

воспитатель 1-ой квалификационной категории Медведская Л.В.

МАДОУ «Детский сад № 10»

    Русский народный костюм – это, прежде всего костюм крестьянский. Даже в начале 18 века, когда Петр 1,насаждая в русском обществе европейский образ жизни, принуждал своих подданных облачаться в иноземный наряд, только крестьянства и духовенства не коснулась эта мера. И лишь в процессе капитализации страны, в конце 19 века в начале 20 века формы городской одежды стали проникать в деревню. Человек, чья жизнь была подчинена каждодневному – от восхода до заката, изнурительному труду, изготавливая необходимые в быту вещи, исходил не только из соображения удобства. Чутко реагируя на красоту, он старался окружить себя ею. Поэтому одежда, созданная народными мастерицами, грела не только тело, но и душу. Но особенно эффективно выглядело платье, предназначенное для праздников. В народной среде всегда бытовало серьезное отношение к разнообразным обрядам и многочисленным ритуалам. Они сопутствовали рождению человека, его уходу из жизни. Огромное значение имела свадьба. Совершенно обязательным для крестьянина и особенно крестьянки считалось быть одетым так, как требовала ситуация. Было очень важно, чтобы женщина на людях и дома одевала и вела себя соответственно своему возрасту и семейному положению. Не существует единого русского народного костюма. Ведь наша страна занимает огромную территорию с разными климатическими зонами. Одежду русского народа можно разделить на две основные группы:

·        К первой группе относится костюм населения Северной России: Архангельская, Вологодская, Новгородская, Псковская губерния. Также в районах Поволжья, Урала и Сибири.

·        Вторая группа традиционного национального костюма Южных районов: Орловской, Курской,  Воронежской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Московской, Калужской.

    В первой группе составной частью будет сарафан. Во второй группе составной частью была понева (род юбки). Сарафанный комплекс женской одежды самый распространенный на Руси. Именно стройный силуэт русоволосой красавицы в парчовом сарафане, увенчанной кокошником, во всем мире ассоциируется с образом русской женщины. Этот тип костюма проник во все слои русского общества. Даже придворные дамы из окружения императорской фамилии имели народную одежду, повторяющую народные мотивы сарафанного комплекса. Он состоял из рубахи и надевающегося поверх нее длинного сарафана, сочетавшегося с короткой распашной одеждой на лямках «душегреей», зимой «телогреем» - короткой одеждой  со сборами сзади, с воротниками и длинными рукавами. В современном значении сарафан – длинная плечевая одежда без рукавов. Украшались сарафаны галуном, кружевом, серебренными и позолоченными, глазами и прорезными пуговицами. Праздничные и свадебные сарафаны передавались от бабушки к внучке как семейная реликвия. На сарафан одевали передник. Он закрывал не украшенную часть сарафана. Он украшался многоцветным тканьем, аппликацией, вышивками из кружев, лент, разнообразной вышивкой. Обязательной деталью сарафанного комплекса являлся узорчатый народный пояс с разноцветными кистями и подвесками.

       Поневу носили исключительно замужние женщины. Понева изготавливалась в основном из шерстяной ткани, из трех полотнищ. непременной частью полевного комплекса был передник. Так нарядно украшенные рубахи составляли не маловажную часть преданного, самые красивые рубахи предназначались для сенокоса, жатвы и свадебного обряда.

       Женские головные уборы кокошники: двурогий (полумесяцем). Шили их из дорогих парчовых, бархатных, шелковых тканей. Украшали бисером, золотой нитью. Девичьи головные уборы оставляли открытой верхнюю часть головы. Повязка охватывает лоб и закрепляется сзади лентами, завязанными бантами. В сарафанном комплексе большую смысловую и образную нагрузку несла фата, закрывавшая всю фигуру со стены из прозрачной ткани. Отсюда ее название «дымка». Фату одевали на праздники молодые женщины в первый год замужества. По мере взросления и старения женщины, ее головной убор, как и вся одежда, становилась все скромнее. Женские головные уборы покрывались платками, их или просто накладывали на голову или завязывали узлом под подбородком. Платок считался лучшим подарком. В облике женщины большую роль играл ювелирный декор: серьги, височные и нагрудные и поясные украшения. Обувь в национальном костюме не имела четкого разделения: на мужскую и на женскую. Лапти косого плетения, из бересты и лыка, чуни, изготовленные     из тряпичных полосок или веревок. Зимой носили валенки и катанки. Зимняя русская национальная одежда: кафтаны, зипуны, свитки, армяки носили, как мужчины, так и женщины.

          В нашей стране существуют профессиональные и самодеятельные фольклорные коллективы, где поддерживаются эти традиции, постоянно проводятся фольклорные праздники и фестивали. Народные песни и пляски исполняют артисты, одетые в праздничные национальные костюмы.

Категория: Группа "Пчёлки" | Добавил: Медведская
Просмотров: 400 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Баннер

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz