«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ»
(из опыта работы)
Мы живем в интересное и сложное
время, когда на многое начинаем смотреть
по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем.
В первую очередь это относится к
нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что
заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и
пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит
восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Обратиться к истокам помогает фольклор,
ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито
веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства переживания.
Дошкольный возраст – неповторимая
страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь
ребенка с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям.
В своей работе я обратилась к
мудрости и таланту русского народа – к фольклору. В нем заложены основы
эстетического воспитания.
Изучив немало литературы, взялась за
разработку программы кружка, целью которого является приобщение детей к истокам
русской народной культуры через календарные праздники.
Поставила для себя следующие задачи:
·
Познакомить
детей с русским народным творчеством
·
Пробуждать
и активизировать интерес детей к разным видам фольклора
·
Развивать
у детей умение сопереживать, сочувствовать людям, животным, растения и т.д.
·
Развивать
у детей музыкальные способности
·
Поощрять
в ребенке инициативность и уверенность в своих силах и способностях.
Разработала мероприятия, занятия,
определила методы диагностики уровня развития детей. Так в нашем детском саду много лет назад появился
кружок «Светелка – веселка».
На кружке мы с детьми учим народные
песни, игровые и плясовые: «Комаричек», «Вдоль по улице по широкой», «Чижик,
чижик, чижичек» и много других, игры и
хороводы с напевами. Если с песнями,
хороводами, плясками под мелодию обучение проходило без больших усилий, то
возникали некоторые затруднения при обучении без музыкального сопровождения. К
работе в кружке привлекались и воспитатели, играющие на баяне, балалайке,
домре.
Народные игры любимы ребятами. Они
закаляют волю и дают уверенность в своих силах, развивают ум и
сообразительность, смелость и жизненную выдержку, доброту и чувство
справедливости. Ну а раз народные игры, значит в ходу считалки. Очень нравятся детям такие игры, как «Бояре»,
«Маки», «Колечко», «Весна – весняночка». Игра – любимая деятельность ребенка,
игра доставляет им радость. Поэтому иногда вношу элементы игры в песни. Тогда
пение превращается в разыгрывание представлений, театра.
Также мы разучиваем с детьми игры и
хороводы с напевами:
·
Игры
«в медведя», «в родничок», «колечко», «в ворона», «волк и овцы», «золотые
ворота», «в дятла»
·
Игры
– хороводы: «Селезень и утка», «Воробей», «Ясен сокол и белая лебедь» и др.
Знакомятся дети с творчеством
русского народа через разучивание журилок,
мирилок, догонялок, попрыгушечек, пестушек. Их это и забавляет, и
воспитывает.
Нами проделана огромная работа по изучению
народного фольклора, составлению сценариев обрядовых праздников, что постепенно
складывалось в систему. Мы стараемся соблюдать народные традиции в повседневной
жизни детей всех возрастов. Изучение календарного фольклора осуществляется
через участие детей в календарных праздниках. Ведь это своеобразный итог
проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала. Для этого к
каждому празднику подбираются костюмы. А доброжелательная атмосфера этих
мероприятий создает благоприятный климат, способствующий развитию эмоционально
– волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к
приобщению к народному творчеству.
Взаимодействуя с педагогами детского
сада в работе кружка «Светелка – веселка», мы организовали свой вокальный
ансамбль. У всех участниц красивые голоса, они умеют выполнять движения в
русских народных танцах. Вокальный ансамбль ежегодно выступает на районном
фестивале народных культур. Такие неравнодушные педагоги делают большие успехи в нравственно – эстетическом воспитании дошкольников.
Взаимодействие с родителями
происходит не только на открытых мероприятиях кружка «Светелка - веселка», но и
в повседневной жизни через беседы, совместные праздники, посиделки в «Избе».
Остановлюсь на этом подробнее. Нельзя
не сказать, что для организации кружковой работы были изготовлены и приобретены
и костюмы, и музыкальные инструменты, и организовано специальное помещение – изба. Здесь собраны предметы русского
быта: столы, скамейки, печь, скатерти, полотенца и половики, веретено, коромысло, чугунки, кадки, самовар и
деревянные ложки. Когда дети пришли первый раз в избу, они воскликнули: «Мы
пришли к бабушке в гости!». Здесь иначе
звучат и поются народные песни и частушки, заклички, пословицы и поговорки, а
чай из самовара намного вкуснее. Здесь же проводим интегрированные
занятия, знакомим с разными видами
народно – прикладного искусства. В избе дети не только знакомятся с
разнообразием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения,
проводят совместные мероприятия с родителями.
Наша кружковая работа – путь к
приобщению детей к истокам русской народной культуры, которая становится
неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Считаю нужным продолжать работу в
этом направлении, изыскивая новые материалы, формы и методы работы. Достигнутые результаты в знаниях и умениях
детей, интерес ребят к этому виду
культуры убеждают нас в правильности
выбранного пути.
|